среда, 16 марта 2011 г.

Замечательная сказка

                                                       ЯНТАРНАЯ СКАЗКА



Замечательная сказка латышского писателя Иманта Зиедониса с иллюстрациями Сергея Коваленкова
                                                                  Янтарная сказка


– Как? У тебя нет янтаря? – Глаза у Крота сделались огромными, как булавочные головки. Это означало, что Крот удивлён, ведь у кротов глазки такие маленькие, что их почти не видно. – Как? У тебя нет ни одного янтаря?
– Нет, – сказал я.
– Тогда следуй за мной, – строго сказал Крот. – Правда, у тебя какие-то редкие брови.
Крот придирчиво рассматривал меня.
– Привяжи к бровям зубные щётки, а то песок насыплется в глаза.
Махнув мне лапой, он пропал в норе. Потом снова вылез наружу:
– Ну, а ты что стоишь?
Привязав к бровям зубные щётки, я полез в нору.
Через пару часов Крот сказал:
– Ты слишком медленно ползёшь. Мы проползли только десять метров. А до озера Энгурес – десять километров. Иди лучше по земле, а я поползу. Чтоб ты меня не потерял, я буду иногда высовывать голову. Не спутай меня с другими кротами! Смотри: у меня один зуб янтарный. Высуну голову из-под земли и засмеюсь – сразу узнаешь, что это я.
Тут Крот засмеялся – крикс-крикс-крикс! – как будто трижды переломил карандаш.
Крикс! Крикс! Крикс!
Я отвязал щётки, и мы снова отправились в путь.
Добирались долго. Три недели.
По дороге я часто отдыхал. Крот не успевал за мною, под землёй ползти всё-таки трудней, чем шагать по поверхности. По пути нам попадались ручейки и канавы. Я их перепрыгивал, а Кроту приходилось ползти под ними.
Поджидая Крота, я читал книжки. Прочитал всё о кротах, о янтаре, об озере Энгурес. Оказывается, в этом озере так много янтаря потому, что когда-то здесь было море. Янтарь лежал на дне моря.
На третью неделю мы были уже неподалёку. В земле, взрытой Кротом, иногда поблёскивали кусочки янтаря.
– Отдаёшь их мне? – спросил я.
Крот засмеялся.
– Это ещё не янтарь, – сказал он, – очень уж маленький. Таких маленьких янтарчиков здесь много. Походи по картофельным бороздам.
Я походил и действительно набрал полный карман янтарчиков.
Видел я, как мальчишки ходили за плугом. Отец пахал, а они шли следом и собирали янтарчики, как грачи собирают червей.
Потом мы попали в большой сосновый бор на берегу озера. Здесь не было ни кустика, ни травинки, а на земле меж сосен светлел серый мох, в котором росло много грибов.
Крот высунул голову и сверкнул – крикс-крикс-крикс! – янтарным зубом.
– Здесь, – сказал он. – Ползи за мной.
Я снова привязал к бровям зубные щётки и пополз.
Мы ползли и ползли, пока не вползли в какой-то зал. Здесь работало много кротов. Все стены были здесь из чистого янтаря, и кроты выламывали его из стен, точили, шлифовали, пилили и сверлили.
– Здесь янтарь раздевают, – сердито сказал Крот. – С каждого янтаря срывают его камзольчик, причёсывают и так шлифуют, что все становятся одинаковыми. А потом делают из них ручки для мухобоек, янтарные мыльницы и мундштуки.
– Кому нужны янтарные мыльницы? – удивился я.
– Дуракам. Их делают глупцы для дураков.
Кроты, которые делали мыльницы, сами разукрасились как могли. Один привинтил себе янтарные уши, другой вставил янтарный глаз, третий привинтил к башмакам янтарные каблуки. Видно было, что каждый хочет показать, как сильно любит янтарь. Мне здесь не понравилось. Янтарь здесь тратили как картошку: жарили, варили, снимали кожуру.
И я вдруг услышал, как янтарь жалуется и плачет, ругает этих мастеров. Но они ничего не понимали. Они не знали янтарного языка.
– Это – глупцы, – повторил Крот. – Они не знают янтарного языка. Ползём дальше.
Привязав покрепче щётки, я пополз за Кротом. Ползли мы, ползли и приползли в новую мастерскую.
– Здесь знают язык янтаря, – сказал Крот.
И верно, я слышал, как мастер разговаривал с кусочком янтаря:
– Хочешь, я сохраню этот блеск справа?
– Угу.
– А эту неровность?
– Полируй.
Здесь всё принимали во внимание, сохраняли каждый изгиб, каждую линию.
Если у какого-нибудь янтарчика было три ноги, его не мучили, третью не отрывали. Пускай не будет похож на других и живёт как может, с тремя ногами.
Четыре уха? Тоже хорошо. Пускай останется четырёхухим!
Здесь каждый кусочек янтаря сам выбирал, что хочет.
– Мне мельхиоровый воротник!
– А мне деревянную рамочку!
– Ну, а тебе серебряную цепочку.
И обыкновенный янтарь вдруг так поворачивался, что все удивлялись:
– Смотрите – какой красивый!
– Здесь работают художники, – сказал Крот, – которые делают не только украшения. Они создают человеческие свойства. Видишь вон ту куклу?
Я увидел соломенную куклу. В пупке у неё сиял янтарь.
– Это Хвастливость, – сказал Крот.
Когда мы уходили, Крот разрешил мне выбрать то, что я хочу взять с собою из янтарной сказки. Я, признаться, выбрал Любовь.
Это такой странный янтарь, что я не могу его описать или нарисовать.
Но когда я взял его в руки, показалось – он запел далёким голосом моей мамы. Когда я уже полз обратно и остановился передохнуть, вдруг почувствовал: на меня кто-то смотрит. Это был мой янтарь. Мне стало хорошо и легко, потому что так смотрели люди, которые любили меня.
Я вылез из норы – янтарь мой внезапно исчез и засиял вдали, как звезда. И я сразу узнал его. Среди тысяч звёзд я всегда узнаю свою.
Вернувшись домой, я положил его на стол, и мне никогда не бывает с ним скучно.
В новогоднюю ночь он горит бенгальской свечой, по вечерам пахнет сосновыми цветами.
Порою он разговаривает со мной. И если я устал, он найдёт слово, от которого проходит усталость.
Когда приходит ко мне неважный человек – янтарь мой меркнет, а уж если хороший придёт – оживает янтарь и сияет так, что у меня сердце кружится и глаза становятся тёплыми.
Мне хорошо и легко жить с моим янтарём.
А Крота-то моего я больше не видал. Видел разных кротов, но того, с янтарным зубом – крикс! крикс! крикс! – не видал.
Если встретите его, не бойтесь, смело ползите с ним, и он приведёт вас в янтарную сказку. А может, в другую.
Всё равно мы все ещё встретимся.
Может быть, в цветной сказке, а может быть, в сказке запахов. А может быть, в той сказке, где ветер шумит в листве и море бушует?
Сказок ведь очень много, и они никогда не кончаются.

2 комментария: